Что вы знаете о Ливии?



Вот такой вопрос в лоб. Честно скажу – только одну седьмую часть моей жизни я собственно и знаю, что это за страна. Раньше ни сном, ни духом.  Но было все-таки у меня и одно небольшое преимущество перед  некоторыми людьми, которые по долгу службы, казалось бы, должны знать  тонкости географо-политического устройства нашей планеты , а именно, что по крайней мере Ливия и Ливан – это не одно и то же. Вряд ли так и норовящих уличить в отсутствии местной регистрации милиционеров сбило с толку наличие городов Триполи и в той, и в другой стране. Думаю, они об этом и потом не узнали.
Факт остается фактом: до начала «арабской весны» о Ливии было известно достаточно небольшому кругу людей, как правило – специалистам нефтяного и медицинского дела, имеющим здесь работу. Первые приезжали и приезжают сюда благодаря наличию богатых природных ресурсов страны, вторые – благодаря отсутствию сколько-нибудь приличной медицины. Вернее, медицина сама по себе имеет место быть, как факт. Но какая....Вообще прежний «вождь» много и хорошо думал над созданием такой системы жизнеустройства,  при которой нельзя сказать, что чего-то нет, но как-то и не осознается, что оно есть. И наоборот. Этим было удобно манипулировать во время революции - в одном из случаев по миру летел тезис "я не президент чего меня сторгать-то?", и правда - каким-то джамахирийским уставом определено, что есть только "полковник", "лидер", "наиталантливейший", и вообще просто "рассвет", "король королей" и на худой конец "пророк Африки". Ни правда - слова президент вроде не было. Тогда возникает другой вопрос - по какому праву все, что происходило 42 года таки-происходило?
Еще примеры.
Есть медицина: врачи, медицинские факультеты в вузах, аптеки, больницы – но все же ливийцы при сколько-нибудь серьезном недуге предпочтут ехать за границу, в основном в соседние Тунис и Египет, а при легком и среднем недомогании они в принципе не будут обращаться в медучреждение, поэтому самые большие очереди составляют беременные дамы, для которых настолько не хватает больниц, что на роды берут уже когда «совсем-совсем». 
Есть образование – да, есть! И детки учатся, студенты тоже учатся – серьезно причем, сдают экзамены, п е р е сдают неудавшиеся из них, иногда повторяют год....Но к большому сожалению – учить их так мало кто умеет, не разработаны программы игрового обучения малышей, чтобы им было интересно ходить в школу.  Общедоступных библиотек, чтобы взять-вернуь необходимые книги, нет. Книжных магазинов тоже очень мало. Не скажу, что их нет вообще – в Триполи просто огромный книжный зал, и уж кажется – если там не найдешь то, что надо, то нигде больше не найдешь. Да беда – редко кто ищет. Пожалуй, больше всего это надо студентам – но уже наученые опытом старших, они ищут литературу через интернет и дают друг другу скопировать. Теме образования постараюсь посвятить отдельный рассказ, не столько эмоциональный, сколько информативный.
Есть (надо говорить - "были", поскольку речь о прошлом) пособия - на детей (чтоб не говорили, что народу ничего не достается): в размере 2 (!) динара в месяц (1 доллар 60 центов), плюс единоразовая выплата, когда-то равнявшаяся 100 динарам (80 долларов) - к слову, когда родился мой ребенок - мы пошли узнать, действует ли еще этот пункт выплат, и узнали, что давным-давно он отменен. Спустя несколько месяцев я, в один далеко не прекрасный момент жизни, оказываюсь перед "открытым письмом к ДД и ВВ от российских граждан, работающих в Ливии", в котором красочно, даже со стихотворной "одой по случаю" обсуждался факт геноцида ливийского народа со стороны иностранных сил, упустив из виду, что небоевой народ тихо сидя в домах только на это вмешательство и надеялся. В общем призыв подписать это бредовое письмо с откровенно по-идиотски, не постесняюсь высказаться, составленным списком благ (список мифических пособий, распространенный в интернете и совершенно искажающий прошлую действительность) - подписало большинство присутсвовавших на месте СНГщных врачей, но никто из нас - жен ливийцев, которые жили в этой реальности и видели ее изнутри. Ладно - я, молодая неопытная, мне сразу показалось это весьма странным, но и те, кто жил на тот момент в Ливии по 10 и 15 лет - тем более не стали подписывать эту подставу. Стоит ли говорить о том, что найдя в интернете это "письмо" - я вставляла свой комментарий очевидца, и уж тем более о том, что этот комментарий тут же удался?..Много денег тратится на промывку обывательских мозгов (при этом я искренне считаю - обыватель не виноват, он раньше и не знал о такой стране, а теперь ему "рассказывают" то, что ему "надо" узнать), иначе как можно объяснить тот факт, что люди, не имеющие мало-мальского отношения к Ливии, мне (и всем моим здешним подругам) давно уже пытаются объяснить, что мы неправы и не понимаем ничего в ливийской жизни.
Ну что ж, если вы не из таких - тогда продолжайте читать мой блог :) Я вами буду дорожить.
В целом - любому приехавшему сюда заметно: мало где на древнем, судя по количеству знаков истории, теле Ливии виден созидательный жест руководящей руки, это меня удивило еще в самом начале моего пребывания здесь. "Разве у страны нет денег?", "Разве так далека цивилизация от Ливии, что нельзя даже позаимствовать идеи для развития страны?" - это были мои постоянные вопросы, хотя своих родственников, волновавшихся, что "дите", то есть я, уехало неизвестно куда, я убеждала, что чувствую себя здесь хорошо. А я не врала, это так и было, потому что живу я в хорошей семье, люди поддерживают меня в любой ситуации и я сама - исключительно позитивно настроенный человек, для меня всегда правда там, где "стакан наполовину полон". Правда наступило время, когда руки мои опустились почти до ноля, за несколько дней до революции, когда мы (мы - это "мои" русские, с кем я общаюсь  в Ливии) гадали - будет в Ливии или нет? но чувствовали, что будет, потому что ливийцы и остальные арабы едины, мне все говорили - ливийский народ следит за исходом революции в Египте, и от этого скорее всего зависит, что будет у нас дальше. Сейчас это время вспоминается как полусказка-полусон - мы еще не представляли, что нас ждет, сколько переживаний и слез за любимую, почти родную страну, и за своих новых родных людей будет пролито. О том, как опускались мои руки в связи со всем этим, я пожалуй напишу в другой раз, а может и вовсе нет. Слишком личное...
В полусерьез я неоднократно говорила своему мужу: «У вас что, здесь была война?», проезжая мимо многочисленных разрушенных (специально!) жилых домов (напомню - это было в 2008 году).  «Здесь что-то другое собирались строить, но деньги разоворовались, и их не хватило даже на то, чтобы вывезти этот мусор», - такой был ответ.
Тогда же я узнала, что во время визита в Ливию одной международной делегации  ее руководитель в интервью сказал: «Мы приехали в Ливию ради поисков оружия массового поражения. А нашли просто – массовое поражение»Эта фраза хорошо прижилась в нашем семейном кругу. Думаю те, кто бывал в Ливии до 2011 года, прочувствуют весь смак этого высказывания.
Жизнь мягко говоря преобразилась в последнее время, - зато теперь я точно знаю, что  те самые работники овиров и доблестная милиция теперь знают наизусть, что все-таки Ливия – это не столько Ливан, сколько сочетание "ливийских повстанцев" и бывшей "джамахирии" (кажется, кто-то и сейчас вошел в ступор при этом упоминании этого странного - непонятного в том числе и самим ливийцам - слова). Что же до новостей, то они из любви к сенсациям так и норовят любую стычку превратить в «кровавые бои», не замечая, что страна-то живет дальше, и отходит, слава Богу, от недоговоренностей, несогласностей, невыраженностей. Понемногу, с определенными проблемами, но верно движется вперед.

4 комментария:

  1. то-то мне везде слышится Трабелс Трабелс))))
    про Ливию,признаюсь,узнала только в Тунисе,и только в связи с летним сезоном,много отдыхающих из соседних Ливии и Алжира))

    ОтветитьУдалить
  2. Траблы сплошные :)
    Да, точно - мы называем столицу Триполи, а по-арабски это Тарабулис

    ОтветитьУдалить
  3. нашла ваш блог случайно,но очень рада, что нашла.каддафи - это слава Богу уже не так актуально, но бросайте врунам правду в лицо: в России продолжают носиться с ним как с писаной торбой...
    сделали из него икону...ну главное, что он уже в прошлом, с чем вас искренне поздравляю

    ОтветитьУдалить
  4. Меня радует, что по крайней мере у части населения открыты глаза! И в то же время обидно сознавать, что многие наживаются на создании общественного мнения, имею в виду недобросовестных блоггеров, статейщиков и форумщиков - знала бы российская публика, на что тратятся оплачиваемые ими же налоги...Спасибо вам за комментарий, Ольга!

    ОтветитьУдалить

Место для комментария