Возвращение русских в Ливию

Позвольте представить вам интервью, которое по недавнем возвращении в Ливию дала одна русская девушка, замужняя за ливийцем. Получив разрешиние из первых и вторых рук, я без зазрения совести размещаю это материал и у себя.
Итак, впечатления Марии:

Как я вернулась в Ливию.


Я не была в Ливии уже полтора года. Как только началась революция, мне с детьми пришлось уехать, но муж-ливиец был здесь почти все это время, и вот наконец, мы собрались лететь обратно. Было решено прилететь в Тунис, несколько дней побыть там, а потом уже ехать в Ливию на машине. Визу в Тунис я получила буквально за полчаса, как только в посольстве узнали, что я собираюсь в Ливию. И уже в Тунисе, я убедилась, что к ливийцам относятся хорошо, всюду можно было увидеть ливийские флаги.


На границе нас особо не смотрели, у меня была виза, а у детей – ливийские паспорта, мы быстро проехали Рас Иждер, и поехали уже по Ливии. Я не раз раньше ездила этой дорогой, поэтому смотрела внимательно, что же изменилось? Зуара, Себрата – такие как и прежде, только всюду триколоры и надписи-граффити «17 февраля», «революция» и т.д.

В Завии конечно больше заметно было, дыры в стенах, местами, но в целом все выглядело куда лучше, чем я ожидала, и довольно аккуратно, муж объяснил, что дома ремонтируют, восстанавливают, и что сейчас действительно, все уже куда лучше, чем было.

Пока доехали до Триполи, я не заметила ничего необычного, все как всегда, раньше в Ливии. Оружия или людей с оружием не видела… за то время, что мы уже прожили в Триполи, ни разу не слышала выстрелов (мы здесь около двух недель). Сейчас Рамадан, и поэтому по утрам на улицах никого, а вот после заката (магриба), все выходят гулять… Мы тоже, ездили в центр Триполи, гуляли, ездили на море, купались. Народу много на улицах – как обычно в Рамадан. Цены в магазинах – такие же, как и до революции, особых каких-то изменений я не заметила. 

Недавно муж получил новую квартиру, и до сих пор вода из под крана была соленой (но я привыкла, в Триполи везде так), для питья-чая, еды детям она не годилась… Буквально на днях нас подключили к пресной воде, чему я очень рада. Знаю, что и в других районах тоже дали пресную воду.

Читая раньше статьи о Ливии, я конечно им не верила, все-таки я верила тому, что рассказывали мне люди, которые здесь живут… но немного побаивалась, а вдруг правда – стреляют, хаос и все плохо? Но это оказалось не так. Мы уже не раз гуляли по Триполи, были в разных районах. Помню, как у нас, в России, много писали про бомбежки, и что Триполи "практически лежит в руинах". Но я не увидела ничего подобного, ни одного разрушенного здания! За исключением двух - военной базы, и резиденции Каддафи (Баб аль-Азизия). Там точно - мало что осталось. Остальное – в полном порядке, в принципе рядом с резиденцией Каддафи и не жил никто, я думаю, это понятно. Как сказал мне муж - посмотри, раньше тут была куча солдат и нельзя даже смотреть и показывать пальцем, не то чтобы достать фотоаппарат, а теперь все можно.

Отдельно хочу рассказать, как съездила в Бени Валид, где живут родители мужа. Перед самой поездкой попалась статья, что Бени Валид якобы блокирован, и туда нельзя ни въехать, ни выехать, муж только посмеялся. Но обстановка там неоднозначная, например, однажды я услышала выстрелы, это было где-то недалеко и продолжалось несколько минут.

Муж показал дом соседей – его сожгли каддафисты, за то, что соседи повесили триколор. Сейчас никто никого не трогает, но многие революционеры уехали жить в Триполи, а на домах не вешают никаких флагов, даже в центре города. На административных зданиях, флагов нет. Нет зеленых (как было одно время), но нет и триколора. Встречаются надписи «Муаммар и только», но куда чаще «93 год» (год когда Варфелла восстали против Каддафи) и «только Варфелла», «Варфелла лучше всех».

Создалось впечатление, что они хотят жить сами по себе, а что происходит в остальной Ливии – их мало касается. Но у родственников дома я чувствовала себя достаточно спокойно, например, брат мужа – из повстанцев, а его жена – за Каддафи, что не мешает мне с ней общаться. Мы знаем, что у нас разные мнения и не делаем из этого проблему. Но все же я рада, что мы живем именно в Триполи, хотя конечно, приезжать в Бени Валид будем обязательно.

В общем, Ливия встретила меня хорошо, и я поняла, здесь – мне лучше, чем в Москве, у нас отдельная квартира, я могу спокойно выйти на улицу и никто не косится на детей и не называет меня шахидкой, за то, что ношу платок.

31 июля 2012, Ливия, Триполи.


19 комментариев:

  1. Анонимный04.09.2012, 15:19

    Мы с семьей живем в Триполи около 3х лет, и всю войну от начала и до конца провели в Ливии. И говорить о том, что здесь тихо и спокойно невозможно, т.к. стреляют каждый день, особенно на выходных. Стрелянные ежедневно поступают в больницу. Только и слышны разговоры, того убили, тех ограбили, а на днях украли трех филлипинских медсестер... и представить страшно что с ними могло произойти...Так что как можно говорить что здесь хорошо и спокойно,как прочитаешь вашу историю так люди живут в мире и добре... такое впечатление что все просто боятся говорить правду.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что зашли в гости.
    Насколько я поняла, ничего из приведенного в статье вы конкретно не опровергаете, кроме упоминания о стрельбе. Плюс дополняете своими впечатлениями, за что благодарю и во многом соглашаюсь. Но прошу принять во внимание - я не собираюсь превратить мой блог в очередной, коих великое множество, сборник недостатков современности. А еще - он не политико-новостной. У меня другая цель - показать, чем наполнены будние и праздничные дни ливийцев, что отличается от наших представлений, а что сходится. Недостатки времени я и не опровергаю - за исключением того, что я не согласна с вами в одном: за тот год, что после войны я здесь, стрелять стали намного меньше, а именно: если раньше стреляли в воздух просто чтоб попробовать острых ощущений (я конечно против этого в любом случае), и это меня не удивляло, т.к. происходило круглосуточно, то теперь если стреляют - то сразу спрашиваю "что случилось" и знаю: либо свадьба с таким лихим отмечанием, либо действительно что-то неординарное произошло. Потому что стреляют сейчас крайне редко. Вот и Мария того же мнения, насколько я знаю. Если бы она боялась написать обо всем, как вы предположили, то думаю, она не писала бы ничего вообще.
    И с другой стороны - человек приехал после полутора лет отсутствия, за первые две недели пребывания, мне кажется, логично, что она подчеркивает главное, опровергая ту информацию,которую ей предоставляли сми, пока она находилась не в Ливии. Вы ее упрекаете за точку зрения, что не все сплошь разрушено бомбежками нато? что не все подряд друг друга режут за несогласие во взглядах, а в большинстве просто молча сосуществуют? вы не согласны? если она не обо всем написала, а только о том, что ясно на первый взгляд - то эта критика была бы уместна для журналистской статьи, однако Маша на это никак не претендует.
    Со своей стороны - спрошу вас: 1. вы не получали денежные выплаты? (каждая семья вне зависимости от политических взглядов по номеру семейной книги имеет срок получения - 2 тыс. динаров на мужа и жену и по 200 на каждого ребенка), 2. вы не в курсе, что семьи погибших и раненых поддержали в отдельном порядке? 3. вашим родственникам не повысили зарплаты и пенсии? 4. насчет лечения достаточно спорно получается, т.к. действительно многие "на халяву" просто покатались за границы, но нельзя опровергать, что многие наконец получили возможность качественного лечения за границей.
    Вы обо всем этом почему не сказали - ведь Мария тоже не упомянула. Простите, но как можно в жизни выделять только плохое и забывать о хорошем, что вы имеете? Многие ведь только теперь получили возможность выйти за рамки "только самого необходимого". Распространена информация, что зарплаты и дальше будут повышать.
    А внештатных криминальных случаев в любой стране хватает, к сожалению. Жизнь во многом зависит все-таки от того, пессимист человек или оптимист, и странно в этом друг друга упрекать.

    ОтветитьУдалить
  3. Я, собственно и есть Маша. Нет, ну почему же сразу "боитесь"?! У меня есть возможность жить в России, я москвичка, но я выбрала приехать сюда с двумя детьми, и не жалею. Я не журналистка, просто описала свои первые впечатления, заметьте, я не только о плюсах пишу, обстановка в Бени Валид действительно непростая. Мы живем в Триполи, район Салах ад-Дин. Нет, я виновата скажите, что у нас не стреляют?! Про больницы ничего не скажу, не так часто там бываю (к счастью), но родственников-друзей-соседей достаточно, чтобы быть в курсе, да и дома мы сидеть не любим, почти каждый день - то на море, то на детскую плошадку, то просто погулять... Иногда слышу о каких-то происшествиях, но скажите, это только в Ливии бывает?

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный05.09.2012, 18:39

    Здравствуйте!Видимо наши взгляды не совпадают, я не прошу меня поддерживать,но я просто высказала свою точку зрения. По поводу выплат компенсаций, мой муж не ливиец, а иностранным медикам( кем мы и являемся), не выплатили ничего, хотя мы всю войну помогали раненыем и не сбежали как некоторые. Но на почетную медаль никто не расчитывает и на выплаты в том числе.А по поводу внештатных криминальных случаев, как вы выразились, то в послевоенное
    время их стало намного больше, т.к. в стране просто нет контроля и опасность на каждом шагу.Я прекрасно помню ту Ливию, 3 года назад, это небо и земля по сравнению с сегодняшним днем...Будем надеяться что в скором времени здесь все изменится в лучшую сторону. Я не хочу превращать ваш блог в сборник недостатков и чем-то вас обидеть, поэтому вы можете мои коментарии не опубликовывать. Намного легче писать о том, как все прекрасно и все счастливы в Ливии, чем рассматривать проблемы общества.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный05.09.2012, 21:50

    Доброе время суток.Я случайно нашла ваш сайт и меня заинтересовала эта тема,т.к.я тоже живу в Ливии. Меня зовут Валерия.проживаю я тут с 2010 года с марта.И вот ,что хочу отметить.Что в действительности в Ливии сейчас очень трудные времена.Не все тут так гладко как ,пишет наша героиня.Как по мне так сейчас стало намного опасней .Во-первых ,эти взрывы машин возле административных зданий.Во-вторых эти малолетки с оружием.У каждого второго есть ворованный автомат в доме.
    И пока у них не отберут это оружие в стране так и будет твориться полная анархия.(а забрать они реально не смогут)
    И что сейчас творят некоторые ,,псевдо верующиее мусульмане,,они пьют,укуриваются гашишем и потом едут беспридельничать.А эта псевдо полиция и состоит из таких же алкоголиков-укурышей.И вот сейчас действительно стало страшно выходить на улицу одной.Эту страну не изменить одной революцией.Тут надо полностью менять людей.их минталитет.Так что хотелось бы верить в эту сказку Марии,но приходится согласиться с Анонимом.Я живу в районе Сук-Жума так возле нашего дома устроили стоянку танков 7 штук стоит.и опять же таки малолетки с оружием там постоянно.

    ОтветитьУдалить
  6. В первую очередь, скажу вам большое спасибо за то, что остались помогать во время войны, но вы же не за компенсацию это делали (я в это верю). Да - и я "сбежала", с дочкой в коляске, недождавшись за два месяца пропавшего без вести мужа, и как все уезжавшие жены и дети ливийцев, взявших только самое необходимое, - сиротливо мы смотрелись на фоне отъезжавших со стиральными машинами и плазменными телевизорами врачей, так что вами действительно восхищаюсь в этой ситуации.
    Во-вторых - письмо Марии отражает конкретные выводы из сравнения внешних и внутренних впечатлений по приезде, и глупо было бы требовать от нее сразу выложить статистику смертности и перечисления фактов, в то время, как она просто искренне радовалась, увидев отнюдь не развалины, не горы скелетов, не отсутствие лекарств и воды, к чему ее морально "готовили". Поверьте мне - она знает гораздо больше вас, сколько, как и за что гибли люди при каддафи, сколько "контроля" было (действительно - нельзя сравнить, ведь сейчас телефоны не прослушиваются, "шестерки" не стучат за деньги на своих же соседей, за слова "мне не нравится власть" - не судят, зато вот вчера уничтожили 1400 кг гашиша в столице). На преступления сейчас глаза не закрывают - их расследуют и преступников наказывают. Вы многого не знаете о том, что и как раньше было, возможно потому, что вы и ваш муж не ливийцы, а вслух этого по понятным причинам вам никто не рассказывал. Хотя как правило - иностранные служащие вообще редко выходят за пределы "работа-шоппинг-экскурсии" и с ливийцами почти не общаются. Если вам сейчас стало хуже, почему же вы все еще здесь? значит в другом месте еще хуже? и напомню - зарплата иностранных работников всегда была в 3 - 5 раз выше, чем у ливийцев, так что вы правильно делаете, что не претендуете на выплаты, которые касаются граждан. Ведь у многих из них раньше была пенсия в 150 - 200 динаров (после войны стала более 400).
    То, что мне сейчас не нравится, я могу выразить кратко: 1. оружие, 2. отключение электричества (вроде чинят опять). А список положительных черт будет гораздо длиннее, хотя скорее всего они вам не близки, поскольку касаются граждан Ливии. Вы обратили внимание только на то, что опасно и для вас, закрыв глаза на то, ради чего народ восстал. И просто не в курсе - против чего.

    ОтветитьУдалить
  7. Валерия, думаю, что предыдущий ответ частично могу адресовать и вам. Насчет оружия - согласна. Ьрудное время- конечно, оно ведь послевоенное, потребуется несколько лет для устранения имеющихся недостатков. Но я подчеркивала и подчеркиваю наличие положительных перемен, исключительно потому, что на них закрывают глаза многие другие. Мария придерживается той же точки зрения.

    ОтветитьУдалить
  8. Valerija, interesno, spasibo. No kakoj mentalitet nado menjat? Chem on ploh? Priznajus chestno, skoree moj mentalitet silno pomenjalsya, i v Rossii ya bolshe ne chuvstvuju sebya doma, mojet poetomu mne i horosho zdes.

    ОтветитьУдалить
  9. Valerija, ja vihoju odna, mnogie livijki vihodjat... Ne dumaju, chto komu-to pridet v golovu nas trogat. Pro inostranok, skaju chestno, ne znaju.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный26.10.2012, 08:17

    Здравствуйте.Мне с вами тупо ,уже и не о чем говорить.У вас к большому сожалению уже тоже произошла деградация.И вы не видите очевидных вещей.Этот народ подобен животным.И заметьте ,что на вашем сайте больше никто дольше не задерживается чем на пять мин.Так как у вас сайт тупо на двоих.Вашу точку зрения никто не разделяет.Задумайтесь над этим.

    ОтветитьУдалить
  11. Мой блог тупо собрал более 1000 просмотров менее чем за 2 месяца, видимо это каждый из нас двоих по 530 раз кликнул от скуки. Мою точку зрения разделяют те, кто не пишет таких тупых комментариев, раз это ваше любимое слово - наслаждайтесь им))) давно общеизвестно, что каддафисты не умеют выражатся культурно, поэтому мне даже не обидно, а просто брезгливо что-то вам доказывать. Всего доброго, можете больше не тратить свое драгоценное время на комменты, от этого мы не пострадаем сильнее, чем это уже случилось при вашем идоле.

    ОтветитьУдалить
  12. "И заметьте ,что на вашем сайте больше никто дольше не задерживается чем на пять мин"
    А как вы это заметили? я как-то наоборот наблюдаю постоянство, судя по внутренним информаторам системы.

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный17.11.2012, 22:04

    Все так здорово, по Вашему , постреволюционной Ливии...Не верится что-то уж больно похоже на то, ка как все хорошо в постперестроечном СНГ
    Не все , кто посетил ваш сайтсогласны с Вами.
    "давно общеизвестно, что каддафисты не умеют выражатся культурно"-откуда этот снобизм?

    ОтветитьУдалить
  14. Во-первых: вы заметили, что это не моя статья, а интервью другого человека, который выражает свои первые впечатления о возвращении в Ливию, сравнивая их с тем, что было услышано и увидено в новостях СМИ. Во-вторых: несколько раз лично я в моем блоге подчеркивала, что не все идет гладко на все надо время, но - от чего не отказываюсь и сейчас - все лучше, чем себе большинство людей представляет за границей. Пожалуйста, из этой фразы запомните не только последние слова, но и первые.
    В-третьих, приношу извинения, если задеты лично ваши чувства по отношению к Каддафи, однако вы редкий человек из его поклонников, кто не кидает оскорбительных слов в адрес противника. Поверьте, поскольку я живу здесь и все высказывания за и против задевают меня за живое, то имелась возможность проанализировать и создать некоторую "статистику", если хотите. А она такова, что в то время, как противники Каддафи объясняют ситуацию и делятся опытом, пытась убедить противоположную сторону излагаемыми фактами, - его поклонники лишь отпускают непристойные комментарии (первые из которых я пропускаю, а видя что количество приличных слов снижается - спокойно блокирую, видя что человек вообще не в курсе ситуации), пожелания поскорее скончаться лично мне и всем подобным - и демонстрируют полное отсутствие информированности и о нем, и о его режиме, что помогает сложится таком впечатлению, будто им в лучшем случае запудрили мозги (это меньшинство, которое истинно верит в идею невинно убиенного), а в худшем случае проплатили за то, чтобы они вот так вот ходили по интернет-ресурсам и плевались, пытаясь запугать кого-то.
    Еще раз - НЕ ВСЕ ЗДОРОВО И ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, но я сама вернулась сразу после войны (да она и не до конца тогда еще закончилась), не поверив сми о том, что нет еды, воды и ничего, а поверив родственникам, которые здесь сами живут. И не пожалела, хотя родная мать меня не отпускала с малым дитем, мотивируя, что жрать извините нечего - ан нет, и лекарства, и еда, и вода, и бензин, и одежда, и техника - да и та уж подешевела после войны, хотя продавалась в 3 - 4 раза дороже. Электричество - только потом стали отключать, т.к. чинили электростанции по всей Ливии, а и после войны, и теперь никаких проблем с ним нет.
    То, что плохо - как и в любое время в любой стране есть люди, которые стремятся во власть, чтобы получить свой кусок, но я вижу, что очень многие от всего сердца хотят помогать улучшению жизни, а народ получил право высказывать свои недовольства и пожелания властям. Я НЕ ПИЩУ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ИДЕАЛЬНО, а о том, что стыло лучше и свободнее во многих сторонах жизни.

    ОтветитьУдалить
  15. Самая большая проблема - доступ к оружию, конечно я с этим согласна, и это плохо. что иногда происходят вооруженные столкновения в каких-то местах - но это достаточно предсказуемо имхо. Но грабить банки и расстреливать школы и детские сады, взрывать самолеты (Каддафи - Локерби, знакомо или нет?) и дискотеки (Каддафи - где-то в Европе), разгонять митинги - заметьте, никто не идет.

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный09.02.2013, 03:07

    а как вы прокоментируете митинг против нынешней власти который вроде намечается на 15 февраля?Это люди от хорошей жизни идут сейчас на этот митинг?

    ОтветитьУдалить
  17. Прокомментирую очень просто. Поскольку теперь нет запрета на проведение митингов, люди чуть ли не каждый день их устраивают, потому что всегда найдется, что поменять к лучшему. Ну а 15 февраля сам Бог велел помитинговать, все же в этот день начались первые выступления в Бенгази в 2011 году. Тем более никто и не скрывает, что в нынешней, как и в любой власти, есть те, кто тянет одеяло в свою сторону и тырит в свой карман. По крайней мере теперь люди свободно могут высказать свое недовольство, не боясь, что это будет последнее действие в их жизни.
    Извините за задержку публикации вашего комментария, была в отъезде и без интернета.

    ОтветитьУдалить
  18. Благодарю за комментарий и полностью с Вами согласна. Но можно было бы такие мнения и вовсе не писать, а то складывается впечатление, что люди переживают за неведомые страны, а на свою плевать, вот и пишут негатив вместо того, чтобы делом заниматься. Есть и такие впрочем, кто за это деньги получает. Ну что же, раз больше ни на что мозгов и терпения не хватает, то Бог им судья.
    Как показывает время, чем дальше от войны, чем меньше новостей в сми, тем меньше и интерес к тому, за что прям голову оторвать были готовы. Значит и было так, чтоб языком почесать, а с глаз долой - из сердца вон.

    ОтветитьУдалить
  19. Анонимный28.07.2015, 19:35

    Привет всем.ну и как вам сейчас эта жопа которая творится в Ливии.как сейчас живется без папика?

    ОтветитьУдалить

Место для комментария