Национальная одежда в Ливии, или Принцип сари


Полюбуйтесь на национальную женскую ливийскую одежду :)


 На мой взгляд, любоваться этим своеобразным зрелищем в полное удовольствие можно только снаружи, до тех пор пока это надето не на тебе. Блуза со стразами и брюки-шаровары еще куда ни шло, но три-четыре метра плотной ткани (достаточно дорогой как правило) закрученной и как-то завязанной-заколотой, плюс килограммчик золотых или позолоченных (чаще всего вместе и чем больше, тем лучше) броских украшений, плюс туфли на шпильках, плюс под 40 градусов летом в этом обмундировании кажутся на все 100 - вынести это настоящий героизм.

Каламбур смысла и названия в том, что у нас часто это называют "бадля сгыра", что означает "маленькое платье" (или костюм). Женщины старшего возраста,  впрочем, скажут вам, что они носят "рдэ" - если это полосатое или в цветочек, или "фарашию" - если это белая "простыня". Усовершенствованный вариант "маленького платья" - это если добавить еще жилетку на подкладке с каким-то толстым плетеным на первый взгляд внешним слоем и тяжелыми висюльками-застежками.
Как тяжесть - это лично я так на себе ощутила, возможно с непривычки. А настоящие ливийки очень трепетно относятся к национальному наряду. Если старушки считают это повседневной одеждой (облегченный вариант, конечно), то для девченок и дам это лучший наряд на любой праздник, особенно на предпоследний день свадьбы, когда традиционно невеста и сама с национальной одежде, и посиделки с угощением - тоже традиционные, сидя на коврах. Насколько я поняла, выходящая не в первый раз замуж невеста также облачается в национальное (а не в белое воздушное свадебное платье) в последний день свадьбы, когда переезжает в дом мужа. Кроме того, уже замужняя девушка впервые после свадьбы навещает родительский дом именно в национальном.

Мне же (и не только мне из иностранок) довелось оказаться внутри национального наряда по следующей причине: невеста, переехав в новый дом должна "показаться" в новом обществе именно в национальном наряде, и как правило самый подходящий для этого вариант - пойти первый раз в гости на чужую свадьбу в таком "национальном виде". Вот и получается картина: где-то прохаживается собственно невеста, а в центре зала или соответствующим образом оборудованного пространства восседают в рядок такие вот недавние невесты в традиционной одежде, как матрешки пухленькие за счет ткани и "увисилений", то есть свисающих украшений. В ряду таких как-то посидела и я, и здесь можно сказать "поседела" от переживаний, поскольку помимо всех прочих неудобств головное украшение замечательным образом впилось мне в кожу, а поправить его было невозможно, поскольку пошевелиться в принципе было большой проблемой, я боялась что какая-нибудь булавка откроется, узелочек развяжется, шпильки на обуви сломаются (а на шпильках ходить по песку, кстати....ммм...неповторимое ощущение), ну в общем боялась казуса любого рода, ведь я на тот момент могла сказать и понять только "ассаляму алейкум", а не то что попросить помощи привести все это в положенное состояние. Что самое смешное - какая-то принципальная булавка таки-отстегнулась, хорошо, что хозяйка торжества оказалась поблизости и заметила "косяк". 
Одеться самостоятельно достаточно сложно - обычно это дело компанейское и интересное, получится-не получится :) шутка. Самой запомнить, как это делается, мне было сложно, и как-то раз я, читая статью про Индию и индийские сари -  поняла, что это имеет прямое отношение и к Ливии, поэтому провозглашаю "принцип сари" ко всеобщему обдегчению. Различие только в отсутствии голых пупков и в самом типе ткани, прочие варианты различий также допустимы.
Не забудьте заглянуть в Альбомы, где вы найдете не только женские, но и мужские национальные наряды, а также примеры одежды пожилых людей.

2 комментария:

  1. Рдэ, или как y нас говорят, нсyля, полегче, конечно, это не "парадная" одежда, скорее домашняя-повследневная, моя свекровь только в них ходит, я тоже носила какое-то время) Ткань хлопковая легкая, в цветочек, смотриться очень симпатично, но мне наматывать долго)) А вот y свекрови это занимает 1 минyтy.
    Праздничный вариант с шароварами, блyзой, косынкой, и метрами вышитой блестящей ткани приходилось однажды одевать, причем по полной программе, с золотом и тyфлями на шпильках. Но очень красиво, хоть и непросто в этом ходить.)

    ОтветитьУдалить
  2. Охх))) насмеялась читая))) Я могу только это представить! Вы так смешно все описали))) С другой стороны, понимаю что там не до смеха... девочки, вы героини!

    ОтветитьУдалить

Место для комментария