Этикет приветствия в Ливии

Это очень важная составляющая в общении. Только ленивый иностранец в первые несколько дней, проведенных здесь, ее не освоит. Потому что сколько встречается людей - почти столько же раз они и здороваются с вами. И не обязательно для этого быть знакомыми: одинокий встречный прохожий скорее всего с вами поздоровается "фразой-минимумом" - ассаляму алейкум. Если при этом потребуется что-то спросить - то подойдет ближе и пожмет правую руку, да еще и приложит ее к сердцу в знак уважения и почтения. При этом обязательно спросит - как дела, как здоровье, какие новости?
Если произошла встреча знакомых людей, то последует продолжение в виде "как дела у твоих родителей? как себя чувствует твоя мама? папа? дети?" Что самое интересное, последовательность нескольких вопросов может быть задана по 2 - 3 раза скороговоркой, и позже станет ясно - почему.

Приход в гости сопровождается обменом рукопожатиями, объятиями и поцелуями в обе щеки, всеми теми же вопросами - и так с каждым, кто находится в доме. А поскольку очень часто бывает, что в гости идут по какому-нибудь случаю (об этом я уже писала раньше) и там собирается множество людей - то приветствие занимает достаточно времени, ведь надо пройтись по всему кругу гостей, рассаженных на традиционных арабских матрасиках - любимой мебели, которая найдется в любом доме, в отличие от, скажем, стола. Причем чаще всего и в нескольких разных комнатах. Например, визит вежливости - азе (помянуть умершего и выразить сочувствие его семье здесь очень важно, вне зависимости - знакомы ли вы были до этого траурного дня или нет) - подразумевает, что вы входите в дом - а там сидят человек 70, и к каждому надо подойти поздороваться за руку и на словах. Всех обошли - надо присесть хотя бы на 15 минут, сразу уходить нехорошо. Потом можно попрощаться с каждым индивидуально в этой комнате или просто всем вместе пожелать мира.
Звонки по телефону ни в коем случае не подразумевают сокращенные знаки вежливости ради экономии денег. Хотя есть исключение - если мужчина ошибся номером, а ответила женщина - скорее всего он, поняв ошибку, молча повесит трубку. Хотя что это я.....она в половине случаев, видя незнакомый номер, вообще не ответит или поручит это дело кому-то из детей, есть такие стеснительные донемогу.  Но если предполагается "однополый" разговор - а номер оказался неверным, то первые полторы-две минуты уходят чисто на пожелания добра и мира со всеми вытекающими фразами. Например, так: "Ассалам алейкум! как дела, брат? о, это разве не номер моего друга Ахмеда? а в какой город я позвонил? дорогой, как дела, что слышно нового в Бенгази? такое-то событие уже закончилось - что там в результате? брат, прости меня - я искал моего друга, но маленькая оплошность привела меня к разговору с тобой и я очень рад, и надеюсь, что у тебя все в порядке и твоей семьи также. Как здоровье твоих родителей? и у меня слава Богу все хорошо, у тебя точно все хорошо? ну и слава Богу. До свидания, брат мой, привет Бенгази (Триполи, Себхе....)! и извини меня за беспокойство".
Вот примерно такие разговоры я иногда слышу и спрашиваю - ты другу звонил, о муж мой? :) а в ответ - да нет, я слышал этого человека впервые. Вот такие церемонии.
И в заключение - справедливое замечание по теме, которое очень точно можно приписать и к Ливии: "Рукопожатие у арабов - знак особого дружелюбия и расположения, поэтому оно несколько продолжительнее, чем у европейцев и американцев. Прощаясь, не забудьте обменяться рукопожатием. С дорогими вам людьми - двумя руками. Не пытайтесь первым подать руку женщине-мусульманке. Если это допустимо, она сама сделает это" (цитата отсюда). 

4 комментария:

  1. Интересно так..особенно про когда ошибаются номером..могут легко развить тему и поболтать с незнакомым человеком :) А среди женщин как принято здороваться? Наверное скорее поцелуями, нежели рукопожатиями?

    ОтветитьУдалить
  2. И так, и сяк - в зависимости от степени знакомства. Я предпочитаю за руку, а если сами лезут на поцелуи - то приходится щеки подставлять)))

    ОтветитьУдалить
  3. ааххаха щеки подставлять)))
    Тоже интересно было)) Я этого не знала про Ливию вообще!
    У меня есть фобия разговоров по телефону, я не люблю вообще говорить по телефону! Скорее всего я в этом плане из стеснительных "донемогу")))))
    Я бы просто не брала трубку бы вообще! ахаххах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу телефона у меня точно так же!

      Удалить

Место для комментария