Ливийская школа, Детские таланты, и Мои "никабные" коллеги

 Я работаю в ливийской школе. В большинстве своем они здесь совместные, но есть и раздельные - в моей, например, учатся только девочки. за исключением подготовительных классов. Если вы наивно полагаете, как и я несколько месяцев назад, что это само собой означает полную тишину в классе, внимательность и исполнительность по отношению в учебе (ну как же, это ведь девочки - образец скромности) - то спешу разочаровать, а может и удивить. Стоять на ушах они еще как могут. Все. От четвертого до девятого классов. Насчет младших классов могу судить только по пролетающим по лестнице неопознанным учащимся объектам с  распахнутыми во все стороны частями верхней одежды и разлетающимися кудрями. Что касается средних и старших, то я имею счастье наблюдать естественное и непримиримое желание использовать в личное удовольствие любую минуту урока. 

У опытных учителей есть на этот случай "оружие усмирения" в виде кусочка резинового шланга - "тоббу" - и мне в руки его суют даже некоторые ученицы с просьбой утихомирить расшумевшуюся половину класса. Правда, у меня хватает смелости только бахнуть этой штуковиной по столу или доске. Зато у директора, периодически вызываемого мной для устрашения, хватает выдержки пройтись с этой трубкой по рукам всего класса. Мне когда-то это казалось дико и невозможно в отношении учеников, но теперь я вижу - иногда ничего, кроме этого, просто не помогает. Родителей в школу вызывать не принято, записи в дневнике не делают (дневники и не ведут-то), уговоры действуют далеко не всегда. Конечно, далеко не на всех занятиях так - просто так уж совпало: по моему предмету нет зачетов или экзаменов, к тому же с доброй тетей-иностранкой так интересно пообщаться на всякие посторонние, не касающиеся учебы, темы, а еще мои уроки всегда ставят последними по расписанию. Где уж тут усидишь в полной тишине и внимании?

Утренняя смена начинается около 8 утра (иногда расписание сдвигается), уроки длятся по 40 минут с единственной переменой между 3 и 4 уроками. Как правило, ученики выбегают в это время на школьный двор и перекусывают каким-нибудь круасанами с соком. А в остальное время считают нормальным попросится в "ватерклозет" или попить воды на первом этаже. 


Перед началом первого урока и утренняя (4 - 9 классы), и дневная (1 - 3) смены выстраиваются в шеренги у школьного крыльца и поют национальный гимн (а точнее - скандируют его слова, потому что "петь" им мешает регулярно прикрикивающая "громче-громче" преподавательница). Как-то раз на уроке я сказала, что в наших странах дети не поют гимн перед началом уроков. Ученицы пришли в недоумение: "что, прямо так в класс и заходят???"  После этого, думаю, не стоит даже упоминать, что нет в Ливии человека, не знающего слова своего национального гимна.
Когда заканчиваются уроки у первой смены - малыши второй смены уже выстроили точно так же в шеренги и готовятся исполнять гимн. В этом время не разрешается проходить мимо них - поэтому наш последний урок обычно сокращен, чтобы не создавать массовое нашествие резвых белых платочков на ограниченной территории. 
Все девочки носят школьную форму в виде брюк и туники без рукавов, внутри белая блузка.  На голову - белая шаль, школьный дресс-код предполагает ее ношение класса с четвертого,  но это  не распространяется за пределы школы. Модель школьной формы одна на всех,  но варианты возможны. Цвет как правило неяркий синий или серый любых оттенков. Однако не воспрещается одевать другую одежду. Есть у меня, впрочем, даже одна ученица в никабе (это  стиль одежды, когда видно только лицо, или только глаза - возможно и руки, а может быть вообще ничего не видно под черными  тканями), а уж коллег такого "фасона" предостаточно. И "ви знаите" - нормальные люди оказались. Я тоже раньше заочно шарахалась от таких персон, поддаваясь мировой моде. А теперь даже можно сказать в приятельских отношениях с некоторыми из них, потому что ничем особенным они не отличаются от остальных. Хотя лучше сказать так: внешний вид зависит почти целиком от традиций конкретной семьи, но далеко не всегда полное покрытие женщины означает тотальную строгость взглядов в определенных вопросах. Большинство просто стесняются лишних взглядов. Некоторые, конечно, не без радикализма в мозгах, но массовых разборок по этому поводу никто не устраивает. 
Забавная ситуация сегодня была на экзамене, где я присутствовала. В класс вошел директор - мужчина (у нас в школе, как говорится, "среди баб один прораб" - плюс охрана, которая среди женщин ходить в основном стесняется и сидит в своей комнатке - гоняет чаи и курит). Моя коллега по наблюдению за ходом ученических раздумий тут же накинула на лицо химар (накидка на лицо, крепится на специальных завязках) и мы поздоровались. Директор изучил ситуацию, задал пару вопросов, в том числе - "это ты у них ведешь этот предмет?" Она - нет, не я . Он: "ааа, ты же ....ээээ....Юмла?" Она: "Да-да". Потом через несколько минут входит другая преподавательница и обращается к ней совсем другим именем. Тяжко нашему директору в женском коллективе адаптироваться однако))))) (а спустя время могу даже сказать, что школьные собрания он уже не решается вести - стесняется что ли....но оно и хорошо, собрания хоть сократились раза в два).
Возвращаясь к образованию, стоит отметить, что в школьных предметах обязательно присутствует большая доза "религии" и "истории ислама". Различные науки, информатика, спорт, иногда даже и музыка - все есть. Во время семестра (нет деления на четверти) читаются лекции, во время экзаменов - письменные тесты и диктанты. Нет устных сдач. Иногда в одной аудитории сдают экзамен сразу два класса - за одной партой сажают двух учеников из разных классов, чтобы каждый был занят своим делом. [Хотя это что... это просто цветочки в сравнении в моими школьными годами, когда один преподаватель параллельно принимал устные (!) сдачи по разным предметам, задавая попутные вопросы и исправляя каждое неправильно сказанное слово сбивающегося ученика (попробуй не отвлекаться еще, когда в полуметре от тебя слева и справа проговаривается совсем другая тема другими людьми)].  В помещении находятся две наблюдающих преподавательницы, не преподающих данный предмет. Дверь обязательно открыта, причем периодически заходят разные административные персонажи - проверить обстановку. 
После выпуска из средней школы, ученики переходят в старшую - это можно сравнить с нашими колледжами, где сохраняются школьные предметы, но имеется и специальное профессиональное направление. Младшие и старшие школы как правило располагаются в соседних зданиях, их по нескольку в каждом районе. Но иногда приходится добираться и подальше, в зависимости от выбранной профессии. Большинство школ специализируются на медицине, инженерии и арабском языке заодно с религией (эти предметы неразрывно связаны и ведет их обычно один и тот же педагог). Возможно, я упомянула не все. По результатам окончания последней школьной сессии ученики подают документы в любой университет, пропускающий с имеющимся количеством баллов. Максимум - 100 баллов, но это почти недостижимая планка. Самых успешных выпускников средних специальных школ оценивают в 90 - 98 - очень высокая оценка. и предмет зависти многих. Набрав 70 выпускных баллов невозможно стать студентом, например, медицинского университета. То есть каждый вуз имеет обязательный минимальный уровень баллов для набора студентов - именно баллов выпускных, поскольку вступительные экзамены в Ливии не практикуются.

В школах очень много талантливых детей - это видно, стоит пройтись по коридорам и классам и увидеть множество рисунков и поделок. Чего не хватает, так это дисциплины, к которой далеко не всегда детей приучают дома. А также не всегда продуманы и сами занятия, где маленьким детям порой необходима скорее игра, чем скучное письменное или устное повторение сложных слов. Одним словом - развиваться образованию однозначно есть куда. 
Уже хорошо по крайней мере то, что все усиленно учат английский язык (при Каддафи в течение достаточно долгого времени действовал запрет на его изучение), а в некоторых школах опять вводят музыку. Правда, учат музыке чаще всего те, кто преподавал в прошлом году, например, историю. Зато детям только дай возможность что-то послушать или спеть самим - тут же начинают и хлопать, и танцевать на столах - не удержать. А постучать по столу, подражая дарбуке - милое дело, я то и дело хватаюсь за голову - такой грохот точно до администраторских ушей дойдет. В общем - талантливы ливийские дети, только успевай удержать этот талант в рамках приличия.

P.S. Только что вспомнилось, как пятиклашки рэп читали - тоже ведь творчество :)

8 комментариев:

  1. Очень интересный пост! С удовольствием буду ждать новых сообщений - прочитав прошлые посты, я поняла насколько искажены мои представления о Ливии.

    ОтветитьУдалить
  2. Ксения, благодарю за комментарий)))
    Это не ваша вина - у меня вообще никаких представлений о Ливии не было до того, как замуж за ливийца вышла)))

    ОтветитьУдалить
  3. Присоединяюсь, очень познавательный пост!!!))))

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересно!
    Почти не знаю эту страну, с удовольствием почитаю Ваши сообщения и расширю свой кругозор)
    Только подскажите Ваше имя, в профиле не нашла.

    ОтветитьУдалить
  5. О, какая честь для меня, Люси))) я большая поклонница ваших работ и блога))) Меня зовут Елена и я очень рада, что Вы зашли меня почитать!

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересно было прочитать про ливийских деток)) так мило все))) Детки это везде детки!)

    ОтветитьУдалить

Место для комментария