Рукоделие и ремесла в Ливии

 Сообщение с таким конкретным названием на самом деле должно быть очень кратким, поскольку не заметила я повального увлечения разными видами оных в Ливии. Все, что могу сказать - это, как мне кажется, не отсутствие интереса, а отсутствие инормированности, что вообще нечто сделать своими руками в век повальной автоматизации не только не безумно сложно, но и приятно и интересно.

 Я до недавних пор страдала от нехватки времени заняться чем-то рукодельным систематически, а теперь думаю, что самое время будет систематичность эту выработать, когда дети вырастут. Но мне интересно хотя бы со стороны наблюдать за действиями мастеров, благо в интернете полное раздолье в этом смысле. К счастью, иногда все же удается прикладываться к действию и мне. Это называется "посвятить время только себе", очень успокаивает, знаете ли, после безумных детских и прочих дневных часов)) И когда мои ливийки как-то раз наблюдали за процессом (пришли специально посмотреть), то удивились...не качеству, конечно, о чем речь))))) а тому, что "как вообще можно додуматься сшить ЭТО".  Имелось в виду "это ж на фабриках делают, а не дома", и следовательно "если ЭТО можно купить, то зачем делать").
На самом деле, единичные случаи, когда ливийцы или ливийки занимаются чем-то ремесленно-рукодельным, я конечно же встречала. Но, как я уже написала выше, это не всеобщее само собой разумеющееся явление. Кто-то вяжет, кто-то декорирует банки и подносы, кто-то, как в нашей семье, шьет "маарег" - мужские национальные круглые шапочки, а вышивку, как и вязаные руками вещи, я видела лишь один раз. 
Меня не особо задевает то, что здесь этого мало, но можно сказать даже возмущает факт, что признавая, что это красиво и восхищаясь, что кто-то рукодельничать УМЕЕТ, никто (НИКТО я бы даже сказала) не скажет "а научи меня, как это делать", зато с большой вероятностью попросит сделать и подарить экземплярчик. 
В интернете нашлось несколько фотографий на тему прядения из шерсти и создания - благо, есть из кого ее стричь: барашки и верблюдики имеются в достаточном количестве. Прядут и ткут шерстяные полотна, из которых выходят как национальные мужские зимние "фаррашии" (не знаю, как это на самом деле называется, с удовольствием прочитаю об этом в комментарии от тех, кто в курсе), так и приятные сувениры.
 Мне приятно знать, что моя свекровь тоже умеет это делать, как и вышивать - говорит, что научилась этому в школе. Правда, поскольку до замужества она все-таки была египтянкой, то к ливийской школе это вряд ли имеет отношение.
"Обучающий материал" по ткачеству, если что, можно найти на амазигском сайте. К слову, амазиг (иначе говоря, берберы) - аборигенский народ Ливии, а арабы - пришельцы, настолько давние, что чувствуют себя здесь гораздо большими хозяевами.

Предлагаю фотки. Взяты из открытых источников интернета:

Такие "одеяло" у нас лежит, созданное мамой мужа)) Настолько теплое, что лежит без дела уже несколько лет.
  

Завораживающий медитативный процесс, как мне кажется. С удовольствием подключилась бы.   




 А вот этот дедушка занимается плетением корзины. По-моему, в таких часто покупают хлеб, у нас тоже такая стоит.

Мне вообще импонируют вещи ручного происхождения. Натуральные, со своим характером.
Однако есть большая разница в их восприятии "нами и ими". Возможно, из-за того, что предметы ручного труда не всегда обладают высоким качеством, то и отношение к ручному труду присутствует несколько пренебрежительное, как будто это дешевка в сравнении с заводскими штучками и не стоит.
 Говоря о качестве, я имею в виду то, что не все из тех, кто этим все-таки занимается, имеют большой опыт - однако тем не менее считают нормальным продавать результаты своего труда в магазинах фабричных товаров, а покупатель не всегда будет разворачивать и изучать швы на предмет брака и т.п.). В то же время, большая часть ливийцев вполне  спокойно пользуется достаточно не первого сорта товарами массового производства и потребления. 
К слову, говоря о таких покупках-обманках (дома развернул и понял, что это не то, о чем ты мечтал), вернуть, потому что не понравилось - неудобно, даже если это кухонный набор мебели на заказ за 1000 долларов, ведь сказать "не понравилось" в лицо значит  обидеть (ага...вот это правило совершенно не работает в области приготовления пищи, как же обидно для меня это исключение! русское для них невкусно...). Зато вернуть неподошедшую или нерабочую (работающую не так, как ожидалось) технику без чека - обычная процедура. Чеков нет нигде и требования к их наличию не существуют. Не так, как мы привыкли - чек и гарантия...А еще на технику часто имеется две цены - одна без гарантийного талона и другая  с ним.  

В горах и не только существует гончарное дело. Давно я ездила туда и живо помню небольшие базары возле дороги, где длинными рядами выставлены миски-чаши-вазы и много-много такого, что хочется взять и потрогать, и желательно забрать с собой частичку тепла этих современных архаичностей. Совершенно не зря в мире нынче царствует мода на качественные вещи ручного изготовления. Они даже если массовые - но индивидуальные. Глубокие, сами себе личные что ли, хоть и неодушевенные.








Обнаружилась вот такая коллекция "марок с рукодельной тематикой.








Есть еще вот такое интересное дело - художественная ковка? как это называется? 








А теперь важная штука ))
Мне очень понравилось произведение картонажного искусства, замечательная коробочка для рукоделия или иных мелочей. Она разыгрывается в качестве заманчивой "конфетки" в "Совушкином блоге"  на моем любимом блогспоте. Я очень хотела бы ее заполучить, на что и питаю некоторую надежду. Но даже если это и не суждено, то все равно хорошо, что она меня сподвигла написать этот пост)))




Вот я тут подумала, хоть у меня блог не рукодельный, но ведь и я могу разыграть конфетку - какую-нибудь арабскую. Скоро (надеюсь) грозит приезд на родину, так что оттуда я могла бы вполне себе отправить кому-нибудь очень хотящему небольшую вещицу с "духом" Ливии. Правда, я пока даже не знаю: каким образом обычно определяются победители-конфетники? Ну, мои читатели, хотя и многочисленные (я-то знаю, в настройках все про вас всех написано - сколько вас и откуда, и меня эта информация радует))), вы меня хоть и не часто радуете комментариями, так что определить счастливчика, думаю, будет нетрудно. В общем, я уже придумала, как сделаю))

На самом деле, ручной труд - это такая красота! В душе я уже сменила множество увлечений - на реале пробовала шитьё и цветы из ткани, вязание крючком, лепку, айрис-фолдинг и картонаж совсем немножко. А ведь есть еще декупаж, работа с фетром, да много-много чего, жизни не хватит!  Как бы этим заразить ливийцев, я была бы счастлива))










2 комментария:

  1. ох))) как хорошо что-то уметь делать ручками самой! у меня мама умеет абсолютно всё: и шьет, и вяжет, и вышивает нитками и лентами, и рисует, и декупажем занимается, и интерьерами, и внешностью.. а я вот ничего не умею))) периодически чувствую себя "недодевочкой", когда мой муж с любопытством наблюдает как моя мама опять что-то творит)))и вправду для ливийца это просто что-то невообразимое)))

    ОтветитьУдалить
  2. А мне всему хочется научится и улучшить то немногое, что умею. Но видимо это только, когда дети станут большими и мы вместе будем этому учиться))

    ОтветитьУдалить

Место для комментария