Интересная книга про экономику стран Магриба (пост первый)


Мне в руки попала интерсная книга, являющаяся результатом научных исследований одного из ливийских аспирантов экономического факультета БГУ. Попала по знакомству - с мужем поделился друг, собственно автор, а точнее - соавтор. То, что я успела прочитать, мне показалось близким и понятным, поскольку я Ливию представляю не понаслышке. К тому же, лично мне интересным, так как я не специалист в области экономических и тому подобных серьезных обзоров, а почитать простому смертному человеку написанное нормальным языком современного автора, с точкой зрения которого я на данной стадии прочтения согласна, всегда хорошо. Узнаю и новые факты (в частности, об окружающих Ливию странах), и нахожу подтверждение моему пониманию старых. Думаю, авторы не против того, чтобы я частично процитировала их труд в моем блоге. Тем более, книга издана тиражом всего в 100 экземпляров - по-моему, это общее требование для любой диссертации. 

От комментариев постараюсь воздерживаться, поскольку текст говорит сам за себя лучше, чем это сделаю я, но уж если буду вклиниваться в формулировки уважаемых людей, то сделаю это курсивом в квадратных скобках или жирным выделением особо значимых фраз, на которые, как мне кажется, надо обратить внимание в первую очередь. Кстати, об уважаемых людях. Научный руководитель проекта - Новик Владимир Владимирович, не только профессор экономического факультета БГУ, кандидат экономических наук, но и Депутат Верховного Совета Республики Беларусь, который принял Декларацию о суверенитете Республики (1990) и первую Конституцию Республики Беларусь (1994), и прочее и прочее. Автор более 50 публикаций и 5 монографий. 
Диссертант - Инажар Абубакер, окончивший Ливийский университет в Триполи (2005) по специальности "экономика управления народным хозяйством", затем обучался в магистратуре экономического факультета БГУ и в 2008 г. поступил в аспирантуру там же. Сфера научных интресов - реформирование и модернизация экономики стран Магриба. О чем, собственно, и его диссертация. Ну что же, как говорится, те бы слова да Богу в уши. ИншаАллах.

Процитирую достаточно емкое, на мой взгляд, введение и, на всякий случай, оглавление всей книги. Насколько я понимаю, при желании интересующимся можно получить в собственность полный экземпляр. Итак, поехали.

Белорусский государственный университет
А. Инажар, В. В. Новик
Страны Магриба на пути экономических реформ.
Минск, "Интербизнесцентр", 2016

Эпиграф: 
Нет бедных и богатых стран, а есть плохо и хорошо управляемые страны. 
Питер Друкер.

"Первоочередной задачей развития стран с переходной и развивающейся экономикой является задача ее реформирования и модернизации. Реформирование и модернизация достигают поставленных целей тогда, когда они проводятся на основе научно обоснованных исследований и рекомендаций, которые не только базируются на достижениях экономической науки, но и учитывают состояние и уровень развития национальной экономики, ее структуру, наличие в ней диспропорций и их характера, глубины и причины их возникновения, исторические, политические и религиозные особенности.
Страны Магриба - Алжир, Западная Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис - представляют собой регион Северной Африки, где проживает около 90 млн человек. В этом регионе есть достаточно природных и человеческих ресурсов, однако состояние экономики и уровень жизни не соответствуют потенциальным возможностям вследствие отсутствия адекватной программы реформирования и модернизации экономики.

[Вот как раз сегодня в поликлинике (напоминаю, я сейчас не в Ливии, а в Минске, по учебе мужа) медсестра мне расписывала, как прекрасна была жизнь в дореволюционной Ливии. Я сильно не намерена была спорить, но просто предположила вслух, что это ей рассказали работавшие там наши медики - она тоже со мной спорить не стала, значит я была права. По иронии судьбы, эта книжица как раз лежала передо мной обложкой вниз. Я тактично вставила фразу, что о той процедуре, которая в этот момент проводилась - а проводится она в СНГ в обязательном порядке для всех беремчатых дам каждые 2 недели или чаще, - в Ливии и сейчас-то практически никто не в курсе, не то что несколько лет назад, кроме тех самых снг-шных медиков. Выводы налицо]

До разработки месторождений нефти страны Магриба были одними из беднейших в Африке и не имели особых перспектив экономического развития. Однако в середине 60-х гг. ХХ ст. благодаря разработкам нефтяных месторождений и других полезных ископаемых в первую очередь Алжир, Ливия и Тунис получили мощные источники для развития своей экономики. Но дополнительные доходы пошли в основном на обогащение авторитарных режимов, которые установились в этих странах во второй половине ХХ в. и спровоцировали рост богатства у приближенных к власти и недовольство широких масс населения, что противоречит принципам ислама (господствующей религии в этом регионе) в части соблюдения социальной справедливости. Об этом свидетельствует распространение протестных настроений в течение последних десятилетий, которые особенно ярко проявились весной 2011 г. 

[Здесь мне почему-то вспоминается как раз ощущение затишья "в народе", когда любое произнесенное лишнее слово могло стать причиной внезапного исчезновения вникуда гражданина "джамахирии" - в последние годы перед "арабской весной" я-то как раз приехала туда и меня впечатлила та вынужденная молчаливость - о наболевшем только шепотом].

Рост радикально настроенных группировок создает угрозу стабильности и проведению экономических реформ.
Практически все страны Магриба в настоящее время находятся в поиске адекватной модели своего развития. [...] Одним из столпов исламской идеологии [...] является именно социальная справедливость. Например, в настоящее время в Ливии, еще недавно бывшей одной из богатейших стран Магриба [здесь не забудем о том, что не все были одинаково богаты в ней. К сожалению сейчас пока, несмотря на первые резко проявившиеся перемены, дело обстоит подобным образом] , практически происходит разрушение государства, деградация экономики вследствии хаоса, возникшего после арабской весны 2011 г. Разработка программ развития для этой страны - это программа спасения государства, так как хорошо работающая экономика для него - гарантия мира и согласия.
Необходимость реформ, как правило, диктутся деградацией национальной экономики и как следствие затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни населения, правительство страны должно принимать меры по ее оздоровлению, проводить структурные реформы. Направления реформирования национальной экономики определяются конкретными потребностями государства, его положением в мировой экономике и вырабатываются на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Проведение модернизации национальной экономики является постоянной функцией государственного ее регулирования.

[Продолжение следует]

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Место для комментария